Здесь размещаются актуальные аналитические материалы, относящиеся к событиям на рынкке нефинансовой отчётности, развитию корпоративной социальной ответственности в России, нефинансовым рискам, устойчивому развитию и взаимодействию с заинтересованными лицами.Свободный доступ к подобной аналитике способствует формированию прозрачного рынка отчётности в России, повышению его эффективности.

Боброва Е. Три пользы нефинансовой отчетности или для чего нужен корпоративный нефинансовый отчет?

Это очень распространенный вопрос в корпорациях: для чего компании нужен нефинансовый отчет?

 Особого энтузиазма по поводу социального отчета в корпорациях, руководители которых, следуя за основными рыночными трендами, принимают решение о составлении нефинансового или социального отчета, не наблюдается. Особенно «недоумевают» финансовые директора и главные бухгалтеры, которые, как правило, наиболее эмоционально реагируют на задачу составлять нефинансовый отчет – и это понятно: только что успешно составили годовой отчет, финансовый отчет, а тут еще один…

Приведу основные аргументы, которые, по моей практике, убеждают и финансовых директоров, и главных бухгалтеров, а главное – обеспечивают сотрудников, отвечающих за составление нефинансового отчета, необходимой для их миссии уверенностью в правоте дела.

Во-первых

Нефинансовый отчет – это возможность (ещё одна возможность) рассказать своим стейкхолдерам (заинтересованным сторонам) о компании: о её социальных проектах, о благотворительности, о социальной ответственности. Причем, формат нефинансового отчета позволяет рассказать «о хорошем» наиболее системно и последовательно, а также – «доставить» эту информацию в красивом, буквально, красочном, виде (так как нефинансовые отчеты содержат, как правило, множество фотоиллюстраций). А еще - рассказать о корпоративной социальной ответственности как о корпоративной стратегии, убедительно, обоснованно – с доказательствами, фактологической базой, представить мнения заинтересованных сторон – их отзывы о социально значимых проектах компании. А ещё - продемонстрировать эффективность социльно значимых проектов, предпринятых компанией за период времени, их влияние на социальную жизнь, экологию и экономику региона пребывания.

Обычный контраргумент: «В годовых корпоративных отчетах размещается информация о благотворительной, социально полезной деятельности компании – зачем же еще раз сообщать об этом же?»

Различия между этими двумя «площадками» для размещения информации о КСО очень существенны: взять хотя бы количественные возможности: 1-2 страницы Годового отчета и десятки страниц Нефинансового отчета. Но главное - не количество информации о КСО, а ее качество. В Нефинансовом отчете корпорация имеет возможность подробно и обоснованно изложить свою стратегию социальной ответственности, результаты (успешные или не очень успешны) и планы, – то есть представляет рациональную критику результативности социальных проектов, подробно рассказывает о самых существенных проектах – их подоплёке, ходе выполнения и результатах, демонстрирует оценку стейкхолдерами деятельности компании.

Приведу в пример одну небольшую по российским меркам компанию – региональный тольяттинский банк – ФИАБанк, который является пионером нефинансовой (социальной) отчетности в нашей стране. Начиная с 2003 г. банк ежегодно составляет, публикует социальные отчеты, направляет их в Национальный регистр нефинансовых отчетов РСПП. Именно в такой форме Банк рассказывает горожанам, клиентам, партнерам о своих уникальных социальных проектах: как сказано на корпоративном сайте «Наш первый социальный отчет был попыткой систематизировать все социальные программы, которые ФИА-БАНК внедрил в 2003 году в городе Тольятти» ( http://www.fiabank.ru/reports/social ). Пример нетипичный и тем более замечательный, так как в большинстве случаев идея нефинансовых отчетов «охватывает» наиболее крупные отечественные компании, в основном – металлургическая отрасль, электроэнергетика, угле, нефтедобывающие предприятия. И вот почему.

Второй аргумент

Есть еще одна «выгода» от публикации корпоративного нефинансового отчета. Именно выгода, так как сведения о нефинансовой отчетности собираются и учитываются рейтинговыми организациями, и уже в России. А значит, есть дополнительная возможность усилить рыночные позиции компании - повысить стоимость кампании за счет нематериальных активов – формирования репутации компании как открытой, подотчетной, вступающей в диалог с заинтересованными сторонами, социальной ответственной. Именно такие «рациональные» основания в большей степени способствуют распространению «моды» на нефинансовую отчетность. Какие компании одни из первых стали составлять нефинансовые отчеты? – прежде всего операторы глобальных рынков (а ведь именно западная практика нефинансовых отчетов и собственно несколько популярных распространенных стандартов нефинансовой отчетности пришли к нам в Россию из Европы). Это, как правило, крупные «сырьевые» компании, покупатели которых находятся вне России, или кампании, акции которых продаются на крупнейших мировых фондовых биржах, в том числе и в России.

Например, популярный в российском бизнес-сообществе международный рейтинг корпоративного управления Standard&Poors также учитывает наличие нефинансового отчета. В 2006 году появился первый российский список компаний специализированного рейтинга КСО Accountability Rating. И некоторые крупнейшие компании, «обнаружившие» себя не в первых рядах списка, задумались о составлении нефинансового отчета.

Но и российские рейтинги корпоративного управления тоже учитывают факты, свидетельствующие о повышении прозрачности и понятности корпоративного управления и социальной ответственности компании. Например, в Национальном рейтинге корпоративного управления Российского Института Директоров – рейтингового агентства «Эксперт РА» (НРКУ) среди основных групп показателей в разделе IV п. 7 зафиксировано «Общество должно раскрывать свои социальные инициативы в соответствии со стандартами GRI или АА1000. Это позволяет оценить эффективность и необходимость соответствующих социальных инициатив общества» (http://www.rid.ru/rating/information/osnovnye_gruppy_pokazatelei).

Помимо первого рейтинга, оценившего нефинансовую отчетность российских компаний, в рамках Европейской Премии за лучшую отчетность в области устойчивого развития учреждена российская премия «За лучший социальный отчет» (премия впервые вручалась в конце 2007 г.).

Другая «причина» составления нефинансового отчета – компания выводит свои акции на глобальные финансовые рынки и «упаковывается», ориентируясь на распространенные в Европе стандарты. Соответственно, помимо международной финансовой отчетности составляется «заодно» и нефинансовый отчет. Почему? Да очень понятно - повышение инвестиционной привлекательности активов, в том числе – через публикацию нефинансовых отчетов, свидетельствующих об информационной открытости и уровне корпоративного управления. Выше уже упоминался Standard&Poors, но кроме этого на зарубежных фондовых биржах существует несколько специализированных, учитывающих КСО рейтингов и ренкингов. Наиболее весомые - Dow Jones Sustainability Index (DJDI) – индекс устойчивости компании; FTSE4Good, созданный Financial Times и London School of Economics. Но, справедливости ради надо отметить, для оценки российских компаний эти индексы пока не используются (или автору не известны такие случаи).

В-третьих

Работа над составлением нефинансового отчета оптимизирует управление КСО. И эта «третья польза», но не по значению третья. По признанию нескольких крупных компаний, «прошедших» через процедуру составления нефинансового отчета, именно в это нелегкое время компания не только постигает, осмысливает собственную политику КСО, но и осознает необходимость управлять КСО, иметь стратегию, планы, а главное – построить инфраструктуру управления социальной деятельностью компании.


«Локомотивы» нефинансовой отчетности – крупнейшие российские корпорации «Норильский никель», «Русский алюминий», «РАО ЕЭС» - прошли серьёзнейший путь «осмысления» своей корпоративной социальной ответственности именно через процедуру составления первых нефинансовых отчетов. Часто именно после процедуры составления нефинансового отчета в компании появляется как минимум «выделенный» специалист по КСО, как максимум - специализированное подразделение, управляющее социальной деятельностью компании. Готова ответить на Ваши вопросы о корпоративной нефинансовой отчетности – о процедуре составления отчета силами компании, о стандартах международной нефинансовой отчетности, об оформлении отчета и «доставке» его заинтересованным сторонам и другим темам, связанным с нефинансовым отчетом.

http://www.treko.ru/show_article_1981

Создать бесплатный сайт с uCoz