Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом, речь идет об обеспечении качества жизни людей. Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Экономическая составляющаяЭкономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала). Социальная составляющаяСоциальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Экологическая составляющаяС экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению. Единство концепцийСогласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений. ИндикаторыВажным вопросом в реализации концепции устойчивого развития — особенно в связи с тем, что она часто рассматривается как эволюционирующая — стало выявление его практических и измеряемых индикаторов. В этом направлении сейчас работают как международные организации, так и научные круги. Исходя из вышеуказанной триады, такие индикаторы могут связывать все эти три компонента и отражать экологические, экономические и социальные (включая психологические, например, восприятие устойчивого развития) аспекты. Триединая концепция устойчивго развития создаёт необходимый базис для подготовки нефинансовой (социальной) отчётности компаниями, которые стремятся не только к максимизации прибыли, но и к ответственному поведению, направленному на сохранение ключевых параметров окружающей среды. Триединая концепция также положена в основу стандарта GRI и его индикаторов - одного из основных руководств по подготовке нефинансовой отчётности за рубежом и в России. |
Островский Н. В.Cчастье и устойчивое развитиеХотя с предложенным определением устойчивого развития можно и поспорить, мне кажется принципиально важным и абсолютно верным то, что во главу угла поставлено понятие «счастья». Пусть большинству практических деятелей это понятие представляется эфемерным, именно стремление к счастью является основным поведенческим мотивом любого и каждого из вида «гомо сапиенс». И если сегодня мы почти единогласно признаем, что нынешний путь развития нашей Техногенной Цивилизации ведет в пропасть, дело не в том, что на практике мы не используем какие-то инструменты управления, или нормы, или технические достижения. Дело в том, что все наше бытие основано не на тех внутренних ориентирах. Платонов В.М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИНастал момент, когда судьбу нашего Отечества нужно и возможно, как это говориться на Руси, решать "Всем Миром". Именно судьбу, поскольку все планы и стратегии развития России, обсуждаемые и принимаемые властью, влияют на каждого из нас, определяют будущее наших детей, будущее нашей Родины. Не может и не должна стратегия такой великой и огромной страны, как наша, строиться на субъективных оценках нескольких чиновников, без участия всех ветвей власти и регионов, без привлечения науки, без учета богатого исторического, духовного и культурного наследия России. Учитывая важность вопроса, при Союзе законодателей России была создана рабочая группа, перед которой стоит задача разработать концепцию модели устойчивого развития России и регионов. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45481 Мантатов В.В.Диалектика устойчивого развитияВ современной философии наблюдается новый интерес к диалектике, а известные философы обсуждают возможности создания диалектического реализма как философии устойчивого развития. По мнению профессора В.В.Мантатова, наиболее общая закономерность устойчивого развития – это раздвоение единого на противоположности и динамическое равновесие между ними. «Устойчивое развитие имеет место там, где противоположности не достигают антагонизма, где имеет место самоорганизация системы, «разрешимость» ситуации; Эту диалектику устойчивого развития наиболее адекватно выражает понятие гармонии (в гераклитовской интерпретации). Гармония, по Гераклиту, есть внутренняя связь, скрытая согласованность, то есть равновесие, получающееся в результате «схождения» неослабевающего «расхождения» противодействующих сил». «Процесс развития идет – как минимум – двумя противоположными путями: изменчивости и устойчивости, хаоса и порядка, инволюции и эволюции. В этом единстве и взаимопереходе противоположных моментов развития понятие устойчивого развития делает акцент на эволюции, согласованности и направленности изменений. Процессу такого развития присущи порядок и безопасность, выживаемость и сохраняемость структур в противовес хаосу и катастрофичности. Словом, устойчивое развитие – это такая творческая эволюция системы, при которой никакие преобразования внутри системы, никакие внешние возмущающие факторы не могут вывести ее из состояния динамического равновесия». Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизацииСтатья затрагивает вопросы информатизации общества в единстве с социальноэкономическими и экологическими проблемами человечества на пути реализации новой модели цивилизационного развития перехода к планетарному управляемому социоразвитию. При этом информатизация общества рассматривается как устойчивый путь в ноосферу. Становление ноосферы это путь выживания цивилизации. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bae746f66def051bc32576b100308172 Катаев С. Концепция общества устойчивого развития: синергетическая интерпретацияВ теориях устойчивого развития популярным является синергетический подход, предполагающий самоорганизацию общества в его взаимодействии с природой. Критерий по которому действует самоорганизация относится к коренным ценностям живого — к вопросам выживания. Общество в интересах своего выживания, т. е. сохранения самых важных условия существования, вырабатывает особые механизмы сдерживания экономического развития и численности людей. С этой точки зрения кризис в нашей стране может рассматриваться как результат действия самоорганизации общества в интересах своего выживания, для сохранения условий воспроизводства и жизни будущих поколений. http://articles.excelion.ru/science/filosofy/57183605.html Островский Н.В.Критерии устойчивого развития: муниципальные аспектыВопросы, связанные с устойчивым развитием муниципального образования, необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, изнутри, рассматривая муниципальное образование как самостоятельную систему и отдавая предпочтение факторам, обеспечивающим устойчивость муниципального образования как такового. Во-вторых, извне, рассматривая муниципальное образование как элемент более сложной системы – региона, страны, планеты в целом – и обращая внимание, прежде всего, на факторы вносящие вклад в обеспечение устойчивости в глобальном масштабе. Островский Н.В. КРИТЕРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫДанная статья является продолжением ранее опубликованных работ, посвященных муниципальным и региональным аспектам устойчивого развития. При этом автор не претендует на полноту раскрытия темы в данном, ограниченном объеме, сосредоточив внимание на основных, наиболее актуальных, на его взгляд, моментах. http://ecoportal.su/view_public.php?id=900 Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитиеПроблема мирового развития уже достаточно длительное время предстает в качестве центральной теоретической загадки обществоведения всех стран и народов. Сотни ученых пытаются заглянуть за кулисы истории, чтобы возвестить грядущее в сколько-нибудь определенной интерпретации и тем самым обуздать естественный страх людей перед неведомым. Авторы полагают, что развитие обществоведческой мысли в наступающем тысячелетии (во всяком случае, в его начальной стадии) будет идти в русле формирования теории единой постиндустриально-устойчивой цивилизации как теории становления сферы разума. Настало время некоего теоретического синтеза всех теорий в единую социально-гуманитарную концепцию, прогнозирующую реальную возможность продолжения бытия человечества в новом тысячелетии. http://www.creativeconomy.ru/library/prd1050.php Петров А.Е.Проектирование устойчивого развития в системе Природа-Общество-ЧеловекВ современных условиях развития глобального финансового и экономического кризиса, обострения конфликта между развитыми и развивающимися странами, получившего название конфликта между цивилизациями, особенно остро встал вопрос формирования и развития нового мировоззрения. Такое мировоззрение должно сменить доминировавшее до сих пор мировоззрение, связанное с представлением о пределах роста и опирающееся на второе начало термодинамики (из которого следует тепловая смерть Вселенной). Пределы роста предполагают не только ограничения и экономию ресурсов, но и ограничения распределения ресурсов среди населения планеты, а также ограничения самого населения, что ведет к геноцидной по своей сути политике. http://www.situation.ru/app/j_art_803.htm Люри Д.И. Устойчиво ли "устойчивое развитие"?К концу второго тысячелетия стало ясно, что тот путь развития, по которому уже несколько веков идет западная цивилизация, а за ней вдогонку и весь остальной мир, рано или поздно приведет в тупик. Любому мало-мальски образованному человеку известно, что запасы ресурсов на планете ограничены и стремительно сокращаются, что биосфера не справляется с переработкой загрязнений, что разрушение природных экосистем становится причиной негативных изменений природной среды в масштабах всей Земли и т.д. Но, несмотря на такие перспективы, от самой идеи развития никто отказываться не собирается: богатые страны не желают терять место мировых лидеров, а бедные естественным образом мечтают стать богатыми. Из этого противоречия был достаточно быстро найден, казалось бы, очень удачный выход: чтобы всем было хорошо, надо перейти от "плохого", тупикового, неустойчивого развития к "хорошему", устойчивому. Осталось разобраться с деталями, в которых, как известно, чаще всего и скрывается дьявол. http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=88&Itemid=1 Мантатова Л.В., Мантатов В.В.Устойчивое развитие: духовные основы и нравственные перспективыИдея устойчивого развития есть выражение глубочайшей философской истины, касающейся самой природы вещей, а именно эйдоса космической гармонии. Устойчивое развитие – это космический принцип, выражающий динамическое равновесие противоположных сил и тенденций, сбалансированность, гармонию и мер-ную определенность всего сущего. Следовательно, устойчивое развитие общества возможно только в том случае, если гармонизированы отношения как внутри общества, так и общества с окружающей средой. Устойчивое развитие есть гармоничное развитие и наоборот. В своем стремлении к устойчивому развитию человечество должно так упорядочить общественные отношения и отношения людей к своему природному окружению, чтобы приблизиться к идеалу экологической и социальной гармонии. Хотя такая гармония недостижима в реальной жизни общества («вечный призрак»), она вместе с тем является стратегическим ориентиром («вечным компасом») для любых человеческих деяний; это нравственный идеал, к которому надо стремиться, чтобы реализовать стратегию устойчивого развития. http://www.nbrb.ru/books/element.php?ID=1720 Левашов В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развитияКонцепция устойчивого развития возникла как ответ не только на вопрос о росте экономического и социального неравенств регионов, стран; народов (и внутри них), но и на вопрос об отношении общества к природе. В ней органически связаны социальный и экологический аспекты. O_soccialnoi_suschnosti_konccepccii_ustoichivogo_razvitiya.pdf Тюгашев Е.А. Экономика устойчивого развития.Возрождение ценностей традиционной экономикиСтатья представляет собой текст доклада на круглом столе «Социокультурный неотрадиционализм и устойчивое развитие регионов России» на конференции «Регионы для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федера-ции» (25-27 марта 2010 г., г. Новосибирск). JEkonomika_ustoichivogo_razvitiya.Vozrozhdenie_ccennostei_tradiccionnoi_jekonomiki.pdf
Konccepcciya_ustoichivogo_razvitiya._Novaya_soccialno-jekonomicheskaya_paradigma.pdf |
|
|
|