Принудительное внедрение НФО в России
В мае 2010 года президент России Дмитрий Медведев отдал поручение, согласно которому в ближайшем будущем все компании с государственным участием, возможно, обяжут готовить нефинансовую отчётность о своей деятельности.
С одной стороны, подобная инициатива, безусловно, – хороший знак, потому что она говорит о том, что власть осознаёт необходимость массового внедрения практики нефинансовой отчётности в России. В развитых экономиках подготовка подобной отчётности – не просто правило хорошего тона, следование модной тенденции, но законодательно закреплённое требование к деятельности компаний.
При этом следует учитывать, что подобная ситуация не возникла сегодня или вчера. Истоки возникновения нефинансовой отчётности относятся к середине XX века. Здесь уместно упомянуть и известные доклады Римского Клуба, и бурное развитие различных экологических движений и инициатив. Более того, многие западные компании осознали и стали усиленно внедрять (особенно, после «нефтяных шоков» 1970-х гг.) энергосберегающие технологии, которые не просто минимизируют воздействие на окружающую среду, но и повышают эффективность производства.
Более того, в настоящее время методика оценки публичной компании потенциальными инвесторами включает не только анализ финансовых результатов и соответствующих рисков. Всё большее значение начинает приобретать учёт нефинансовой стороны деятельности компании и связанные с ней риски. Сюда следует отнести не только такие понятия, как репутация и бренд, так и такие аспекты, как, например, налаженные связи с заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, органами власти, местными сообществами) и экологическую политику компании.
Таким образом, нефинансовая отчётность для западных компаний – это не просто требование законодательства, но органичный инструмент, канал информации, благодаря которому она может повысить свою конкурентоспособность на рынке и привлекательность для потенциальных инвесторов.
В этой связи попытка российского руководства внедрить нефинансовую отчётность «сверху» может натолкнуться на непонимание и неприятие подобной практики, поскольку в России подобные практики ещё не прошли того естественного пути развития, какой был проделан западными компаниями. У российских менеджеров должно появиться осознание необходимости нефинансовой отчётности и стремление использовать её как инструмент конкурентной борьбы, что, в конечном счёте, должно увеличить денежные потоки, приходящие в компанию.
Однако для этого, наряду с законодательным закреплением практики нефинансовой отчётности, также необходимо проделать большую работу по транслированию идей концепции устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности в российском обществе.